Лад – это звукоряд с главным опорным звуком – тоникой.
Тоника – это центр лада, который подчиняет себе все остальные звуки.
Лады можно создавать от любого звука. Например, построим последовательность звуков от ноты До (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) до следующего звука До – октавного повторения. Мы выстроили гамму.
Гамма – это звукоряд лада или восходящее или нисходящее движение звуков лада по порядку: от тоники и до тоники следующей октавы.
Восходящая гамма:
Нисходящая гамма:
Гамму можно разделить на два тетрахорда: нижний и верхний. Нижний тетрахорд – I, II, III, и IV ступени, верхний – V, VI, VII и I (повторение тоники).
Тетрахорд (с греческого тетра - четыре, хорд - струна) – звукоряд из четырех ступеней.
Гамма может состоять из разного числа звуков:
5 звуков: пентатоника;
6 звуков: целотонная;
7 звуков: мажорная, минорная, диатоническая;
12 звуков: хроматическая.
Рассмотрим гамму До мажор:
Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:
Главные ступени лада
I – Тоника (обозначается буквой T)
IV – Субдоминанта (S)
V – Доминанта (D)
На основе трезвучий, находящихся на главных ступенях, зачастую строится аккомпанемент.
Остальные ступени – побочные:
II ступень – нисходящий вводный звук.
III ступень – медианта.
VI ступень – субмедианта.
VII ступень – восходящий вводный звук.
В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени.
Устойчивые ступени – это I, III, V ступени. В гамме обозначаются белыми, не закрашенными нотами. Это ступени, на которых обычно завершается мелодия.
I ступень гаммы – это Тоника (обозначается буквой Т). Тоника – главная опора лада, самая устойчивая ступень. III, V ступени менее устойчивые.
I, III и V ступени образуют Тоническое трезвучие. В мажоре сокращенно Тоническое трезвучие обозначается T53, в миноре - с маленькой буквы t53
Неустойчивые ступени – это II, IV, VI, VII ступени. В гамме обозначаются чёрными, закрашенными нотами. При исполнении неустойчивых ступеней возникает желание прийти к устойчивому звуку и остановиться на нём. Неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым, создавая напряжение и чувство недосказанности, устойчивые же – выражают покой и завершённость.
Переход устойчивого звука в неустойчивый называют разрешением.