Клавиатура состоит из белых и чёрных клавиш. Если на белых клавишах находятся 7 основных нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), то зачем же нужны чёрные клавиши? А затем, что именно при помощи чёрных клавиш и особых знаков можно изменить высоту основной ноты!
Взгляни на клавиатуру и сыграй сначала ноту До, а затем чёрную клавишу, которая находится между нотой До и Ре. Итак, мы поднялись на полтона вверх.
Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками или, другими словами – это расстояние между двумя самыми близкими по расположению клавишами.
Полутон возникает между белой и соседней черной клавишами, а также между двумя белыми, если между ними нет черной.
Два соседних полутона образуют тон.
Полутон + Полутон = 1 тон
Тон возникает:
Черные клавиши не имеют своих названий, они заимствуют названия от соседних – белых клавиш, а также им на помощь приходят знаки изменения или знаки альтерации – диез, бемоль, бекар.
Альтерация – это понижение или повышение звука на полтона или тон без изменения его названия.
Найди диезы и бемоли на клавишах!
Если необходимо отыскать ДО-ДИЕЗ, то это значит, что нужно сыграть полутон или ближайшую черную клавишу от ДО (она находится справа от ДО).
Если же нам нужно сыграть Ре-БЕМОЛЬ, то находим сперва ноту Ре, и понижаем её на полтона, то есть “спускаемся” вниз до ближайшей чёрной клавиши. “Но там же находится нота ДО-ДИЕЗ!?” – можете сказать вы. Да, верно!
Одна и та же клавиша на клавиатуре может быть названа двумя способами: как с помощью диеза, так и с помощью бемоля.
Энгармонизм – это термин, которым обозначаются разные по названию, но одинаковые по высоте звуки (например, фа♯ = соль♭ или ре♯ = ми♭).
Между нотами Ми и Фа, а также Си и До нет черной клавиши, стало быть, они уже являются ближайшими соседями – полутонами. Но как же тогда сыграть Ми♯ Фа♭ Си♯ и До♭? На белых клавишах! Постарайтесь запомнить!
Для этих диезов и бемолей нет черных клавиш:
МИ♯ находится на клавише ФА;
Фа♭ находится на клавише Ми;
СИ♯ находится на клавише ДО;
ДО♭ находится на клавише СИ.
Знак бекар, в отличие от диеза и бемоля, не повышает или не понижает звуки на полтона. Он отменяет действие бемолей и диезов. Если в нотах мы встречаемся с бекаром, то следует играть основную ноту, то есть ноту, которая находится на белых клавишах (например, Фа♮ – клавиша Фа).