Знал ли ты о том, что в музыке, как и в организме человека, есть пульс? Мы должны научиться чувствовать эту ровную и зачастую – совсем бесшумную пульсацию, чтобы играть или петь ритмично!
Послушай аудио-пример мелодии с пульcацией.
Удары пульса, хоть и звучат ровно, бывают разными по своей силе: бывают сильные, а бывают слабые удары. Такие удары пульса принято называть долями. Каждая сильная доля словно подчеркивается – она звучит громче, чем остальные. Доли можно сравнить с ударными и безударными слогами в нашей речи. Давайте рассмотрим строчку украинской народной песни Два веселых гуся и убедимся, что в каждом слове на какой-либо слог падает ударение: жИли у бабУси два весЁлых гУся.
Ударные слоги в музыке называют сильными – они выделяются, на них падает ударение. Безударные слоги – это слабые доли, то есть те, на которые не падает ударение.
Давайте рассмотрим ноты этой песенки! Сильные доли отмечены красным цветом, слабые – зеленым цветом.
Сильная и слабая доли постоянно чередуются. Первая нота такта – это сильная доля, с нее начинается счет в каждом такте. Остальные же доли такта – слабые.
Чередование сильных и слабых долей (ударов) называется метром.
У нашей песенки двухдольный метр, потому что чередуются две доли: 1 сильная и 1 слабая доля. В двухдольном метре написаны марши. Послушай аудио - пример и помаршируй под музыку!
Но бывает иначе, например, 1 сильная и 2 слабые доли. Такой метр называется трёхдольным. Именно в этом метре звучат вальсы. Предлагаем немного повальсировать!
Вернёмся к нашей песенке и поговорим о том, как все эти премудрости отображаются в нотах! Отрезок от одной сильной доли до следующей сильной доли называется тактом. В нашей песенке тактов восемь: каждый такт отделяется друг от друга тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей.
Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.
Взгляни на две цифры после скрипичного ключа, в самом начале мелодии – это размер. Верхняя цифра показывает сколько долей в такте, а нижняя цифра – длительность каждой доли. Размер записывается один раз, в самом начале произведения. Он ставится сразу после ключа и ключевых знаков, но также может быть изменен, когда меняется внутри произведения на новый.